среда, 18 июля 2007 г.

Российская высшая школа: жизнь после смерти

Про труп российской высшей школы (РВШ) я был формально точен, но фактически неправ. У российской высшей школы есть хорошие перспективы, некоторые положительные моменты можно видеть уже сейчас. Каковы перспективы, и в чем я был неправ- об этом данная статья.

По предыдущим моим статьям, я надеюсь, четко прослеживалась направленность моих мыслей и советов. Я не люблю разводить долгие "сопли" на общие темы. Что делать, конкретно, в той или иной ситуации человеку? Ситуации часто же однотипные. И тут надо иметь смелость без ханжества и высоких материй прямо и четко дать приземленный ответ, не в стиле: "может быть стоит... но учтите, что..., а еще учтите..." Это путает, и, по сути, ответом не является. А если ответ подразумевает свободу выбора, то, неопытного человека, такой ответ еще больше путает. Поэтому надо, набравшись смелости и отбросив стеснение, уметь прямо сказать: "В этой ситуации НАДО дать взятку". Или "Не лезьте на рожон, а увольняйтесь". Далее, я также буду писать, ориентируясь прежде всего на интересы человека, с позиции пользы для него.

Я не ошибся с таким пафосным утверждением, что российская высшая школа мертва. Формально я прав- высшая школа, ранее советская, ныне называется российская. Ничего в ней при этом не изменилось- это по-прежнему советская высшая школа. И вот она умерла. Умерла, т.к. не годится для новых экономических условий. А истинно российской высшей школы еще нет. Ростки появляются, но пока полноценной жизни в этом зародыше не чувствуется. Поэтому формально я прав, а фактически не прав- не чему еще умирать! ОНО не рождено даже. Тут важно признать факт смерти старого- это поможет правильно развивать новое, не пытаясь прикрыться обломками советской высшей школы (этим, кстати, активно занимаются многие заслуженные и очень авторитетные ученые- пальцем тыкать не буду, кто именно). Замечу еще такую реакцию читателей по предыдущей статье: "не верю" или "не согласен". Многие тут писали, что я не открыл Америку- факты эти известны давным-давно. Поэтому не согласие с этими фактами мне просто не понятно, тем более, в каждом факте я был участником, и у меня есть достоверная информация по другим ВУЗам. Как бы ни было это тяжело, но лучше признать эти факты. Дополнительно про советскую высшую школу вы можете прочитать статью по этой ссылке: http://itblogs.ru/blogs/kolesov/archive/2007/07/05/18760.aspx.

В последующей части статьи я ступаю на зыбкую тропу описания того, что есть, и что хотелось бы увидеть. Я буду рад увидеть дельные комментарии по статье о том, что еще положительного уже есть в РВШ, и какие положительные тенденции намечаются. Блог открыт для анонимных комментариев.

В качестве положительных моментов отмечу:

  1. Коммерческие ВУЗы. Многие из них уже заслужили хорошую репутацию. В этих ВУЗах, как правило, работают по совместительству те же преподаватели, что и в государственных ВУЗах. Учебный процесс строиться по тем же принципам, что и в государственных ВУЗах, что обеспечивает примерно такой же уровень образования, что и в гос. ВУЗах. Но и достаточно много среди коммерческих ВУЗов и откровенно коньюктурных ВУЗов, которые нацелены на сдирание денег со студентов (в таких ВУЗах очень любят открывать "модные" специальности). Поэтому я рекомендую при малейшей неуверенности в чистоплотности коммерческого ВУЗа отказаться от поступления в него. Лучше поступить в такого же уровня государственный ВУЗ.
  2. Было обсуждение (не знаю на каком уровне все остановилось, чем закончилось) про то, чтобы уровнять коммерческие и государственные ВУЗы. В таком случае, расходы коммерческих ВУЗов на обучение студентов на бесплатных местах компенсировались бы государством, так как это сейчас происходит в государственных ВУЗах. Мне очень нравится идея уравнивания, это заставит шевелиться гос. ВУЗы. Естественно, идея, еще на стадии обсуждения, была жестко критикуема (можно даже сказать истерично критикуема) по стороны гос. ВУЗов.
  3. Шикарная идея с ЕГЭ. Ведь действительно здорово для абитуриента, когда ему никуда ездить не надо- послал документы и жди ответа: взяли или нет. Да, есть перегибы во внедрении этой системы, но это не значит, что от нее надо отказаться. В первую очередь ЕГЭ отвечает интересам абитуриентов и надо пользоваться предоставляемыми этой системой возможностями. В плане внедрения ЕГЭ мне очень не нравиться решение выделить несколько ВУЗов (МГУ и т.п.) в ВУЗы федерального подчинения со своей системой экзаменов. Честно говоря, легкое "пложение" всяких "особенных", привилегированных у нас, прям таки, в крови. То спец. номера, то "мигалки", то ранги у чиновников. Потом, естественно, начинаются злоупотребления своим особым положением, а потом мы все дружно начинаем бороться с привилегиями. И постоянно наступаем на одни и те же грабли. Мое мнение: абсолютно все ВУЗы должны быть равны и в финансировании бесплатных мест, и в ЕГЭ, и в лицензировании, и в определении своего юридического статуса. Нет федеральным ВУЗам, да- ЕГЭ!
  4. Совершенно замечательное явление- обучение, спонсируемое заводами. Это в противовес мысли Колесова о том, что основной заказчик ВУЗов студент, а не промышленность. Часто предприятия курируют целые ВУЗы, колледжи. Студенты таких ВУЗов проходят практику на данном предприятии, а потом им предлагают работать там же. У меня есть конкретные адреса предприятий, проводящих такие программы. Как правило, за оплату обучения, студент по контракту должен будет потом отработать несколько лет на предприятии. И, как правило, это хорошо оплачиваемые должности, с отличными перспективами роста. Особенно часто это встречается не в IT-области: нефтегазовая промышленность, химическая, машиностроение, технологи различных производств (обращаю внимание, особенно актуальная профессия и, прямо таки, бешено оплачиваемая- технолог!). В мире IT таких примеров сотрудничества предприятий и ВУЗов тоже достаточно. Спонсирование касается и фундаментальной науки, не приносящей прямых выгод предприятию. Поэтому, если поднимать вопрос о заказчике ВУЗов, то это предприятия. На них формируется новая профессия (или возникает дефицит специалистов на существующую специальность). Возникает спрос на специалистов. Первое время спрос покрывается специалистам из смежных специальностей, которые переучиваются с минимальными сложностями. Но этого не достаточно обычно, что приводит к росту зарплаты, и, соответственно, престижности специальности. Зарплаты и престиж привлекают абитуриентов, стремящихся поступить на кафедры, обучающие этим престижным специальностям. Таким образом предприятия опосредованно являются заказчиками ВУЗов. Вспомните бешенный спрос на бухгалтеров и экономистов в перестроечные времена, когда стали в бешеном темпе плодиться кооперативы. ВУЗы, колледжи, техникумы тогда открыли кучу специальностей, обучающих на бухгалтера или экономиста. А потом был бум на юристов, потом на специалистов по ИТ-безопасности.
  5. Прекрасно, что ведется работа по нострификации дипломов, т.е. их международному признанию. Россия присоединяется к различным договорам, наши профессора получают гранты на исследования от иностранных фирм. В последнее время много говорится о венчурном инвестировании. Пусть пока только говорится- это, все же, новое явления для нашей страны, необходимо время, чтобы все эти нововведения прижились. Правда, боюсь, что ни мой диплом, ни диплом моего ребенка пока еще не будут нигде признаваться, слишком долгий это процесс- признание.
  6. Хорошо то, что банки уже давно приступили к выдаче кредитов на обучение. Да, пока это кредиты с грабительскими условиями, но не все же сразу! С приходом крупных иностранных банков и ужесточением конкуренции между банками, стоимость кредитов обязательно снизиться до общемирового уровня. Но факт- в своем ВУЗе я встречал много студентов, обучающихся на кредитные деньги, даже несмотря на огромные проценты по кредиту. Такие студенты отлично мотивированы, и именно у них я наблюдал во времена своего преподавания в ВУЗе наибольшее рвение в учебе.
  7. Следующие по мотивации, в моей классификации мотивированных, были студенты, претендующие на премию какого-либо из фондов. Самый известный из них- потанинский. Для ученых есть свои премии. Обязательно упомяну о блистательной идее Жореса Алферова, премии "Глобальная энергия". Ведь энергетика- это одна из основ промышленности. Кто владеет энергией, тот, хммм, можно сказать, правит миром (поглядите как Путин, ловко орудуя газовой трубой, утверждает интересы России в Европе). Поэтому энергетическое лидерство нашей страны, вкупе с обилием полезных ископаемых является прекрасной основой процветания страны. Премия "Глобальная энергия" и выдача грантов в области энергетики- надежный способ стимулирования этой области науки.
  8. Несмотря на разрыв поколений, все же есть тонкая, соединяющая поколения, прослойка. Это ученые, ставшие на путь науки в предперестроечные времена. Я о них писал немного в предыдущей статье. Считаю, что именно они являются той самой "точкой роста", от которой можно выстроить современную российскую высшую школу. Для этого надо немного. Всего лишь хорошая зарплата, плюс финансирование исследований. Уверен, что для России это совсем небольшие деньги.

На основании вышеперечисленного, старшеклассникам и абитуриентам рекомендую:

  1. Рассмотреть по порядку сначала возможность учебы за границей (стоимость обучения соизмерима со стоимостью обучения в российских ВУЗах). Если на заграничный ВУЗ "не тянете", то российский гос. ВУЗ. Если там слишком большой конкурс или много денег требуется, то не гнушаться коммерческими ВУЗами.
  2. Помните, в гос. ВУЗах есть бесплатные места, оплачиваемые государством. Конкурс на них большой, поэтому сами оценивайте свои возможности- пройдете ли по конкурсу. Кстати, в престижном ВУЗе и на платные места конкурсы приличные. Так что, не факт, что и за деньги поступите.
  3. Министерство образования регулярно выпускает рейтинг ВУЗов РФ. Ориентируйтесь на него. Известность ВУЗа, его репутация очень помогают при дальнейшем трудоустройстве.
  4. Подумайте, может "потянете" кредит на обучение, чтобы оплатить учебу в более престижном ВУЗе? В конце концов, кредит можно частично компенсировать потанинской стипендией, подработкой.
  5. Обратите внимание на отрасли:
  • нефтяная, энергетическая, атомная- это движущие отрасли нашей экономики, там всегда водится много денег;
  • финансовая (банки, страховые компании)- стабильный рост со скоростью выше среднего;
  • химия, фармацевтика- нужны технологи производств;
  • информационные технологии- остальные отрасли "отдыхают", динамика развития высокая, однако не стабильная.

И знаете, что я скажу в конце? Вы можете поступить на фармацевтику, можете стать нефтяником или получить диплом экономиста, но если в вас есть шальная "искорка" программиста, то, в итоге, вы все равно окажетесь в ИТ-области. Вас туда затянет, как магнитом, после первых занятий по программированию. Профи, скажите, разве не так? Ведь много среди вас тех, кто закончил не ИТшную специальность?