среда, 25 июля 2007 г.

Два слова о выборе специальности

Было уже рассказано и о состоянии ВУЗов и о перспективах, были даны общие рекомендации (подробнее дать не могу- у каждого свой случай). Если кратко, то ВУЗ надо выбирать как можно престижнее. Предпочтительнее заочное обучение в престижном ВУЗе, чем дневное в среднестатистическом. Любым доступным способом пытайтесь зацепиться за обучение в как можно более престижном ВУЗе. Если с ВУЗом определились, то остается определиться со специальностью, на которую поступать.

В общем, спорить на эту тему не хочу. Просто скажу на основе своего опыта, что самая подходящая специальность для ITшника- системное программирование. Номер специальности не привожу- не помню, но знаю, что с тех пор нумерация изменилась. Поэтому, даже если бы и вспомнил, толку будет мало. Но название сохранилось- системное программирование. Я ее не оканчивал- сам своим умом до всего доходил, но вот если бы... Ай, что тут говорить!

  1. Хотите попасть "в струю", т.е. быстро себя найти, свое место в мире IT- выбирайте специальность системное программирование.
  2. Если по конкурсу туда не попадаете, тогда- прикладная математика, САПР.
  3. Если и туда не проходите, то можете поступить на любую другую специальность, а потом попробовать перевестись.
  4. Если вообще не попадаете на дневное (хотя я вас и отговаривал не идти на дневное, но, признаю, стереотипы в обществе пока сильны, и стремление попасть на дневное отделение неистребимо), то идите на заочное. С заочного тоже можно будет потом перевестись на дневное, если уж так захочется.
  5. Если и до заочного не дотягиваете, и не смущают колледжи, техникумы, то и в них можно найти программистскую специальность. У многих колледжей есть договора о сотрудничестве с ВУЗами. По такому договору, после окончания колледжа, вы можете поступить, практически без экзаменов, в ВУЗ, на ускоренное обучение (3 года), и через 3 года получить полноценный ВУЗовский диплом. Этот путь у вас займет на год больше времени: 3 года колледжа, плюс 3 года в ВУЗе.
  6. Если в техникум или колледж вы не смогли поступить, то рекомендую оставить ваше увлечение компьютерами как хобби, а на жизнь зарабатывать чем-то другим.

Естественно, эти рекомендации относятся к тем, кто серьезно намерен строить свою карьеру в области информационных технологий. Желающим просто получить "корочку", и никогда более не работать в IT, либо тем, кто поступает в ВУЗ потому, что родители заставили, либо "косильщикам" от армии я ничего не советую. Замечу, что терять попусту 5 лет из своей единственной жизни чудовищно, в общем, флаг им в руки. А остальных жду на следующей теме- есть что еще "перетереть" по поводу ВУЗов.

среда, 18 июля 2007 г.

Российская высшая школа: жизнь после смерти

Про труп российской высшей школы (РВШ) я был формально точен, но фактически неправ. У российской высшей школы есть хорошие перспективы, некоторые положительные моменты можно видеть уже сейчас. Каковы перспективы, и в чем я был неправ- об этом данная статья.

По предыдущим моим статьям, я надеюсь, четко прослеживалась направленность моих мыслей и советов. Я не люблю разводить долгие "сопли" на общие темы. Что делать, конкретно, в той или иной ситуации человеку? Ситуации часто же однотипные. И тут надо иметь смелость без ханжества и высоких материй прямо и четко дать приземленный ответ, не в стиле: "может быть стоит... но учтите, что..., а еще учтите..." Это путает, и, по сути, ответом не является. А если ответ подразумевает свободу выбора, то, неопытного человека, такой ответ еще больше путает. Поэтому надо, набравшись смелости и отбросив стеснение, уметь прямо сказать: "В этой ситуации НАДО дать взятку". Или "Не лезьте на рожон, а увольняйтесь". Далее, я также буду писать, ориентируясь прежде всего на интересы человека, с позиции пользы для него.

Я не ошибся с таким пафосным утверждением, что российская высшая школа мертва. Формально я прав- высшая школа, ранее советская, ныне называется российская. Ничего в ней при этом не изменилось- это по-прежнему советская высшая школа. И вот она умерла. Умерла, т.к. не годится для новых экономических условий. А истинно российской высшей школы еще нет. Ростки появляются, но пока полноценной жизни в этом зародыше не чувствуется. Поэтому формально я прав, а фактически не прав- не чему еще умирать! ОНО не рождено даже. Тут важно признать факт смерти старого- это поможет правильно развивать новое, не пытаясь прикрыться обломками советской высшей школы (этим, кстати, активно занимаются многие заслуженные и очень авторитетные ученые- пальцем тыкать не буду, кто именно). Замечу еще такую реакцию читателей по предыдущей статье: "не верю" или "не согласен". Многие тут писали, что я не открыл Америку- факты эти известны давным-давно. Поэтому не согласие с этими фактами мне просто не понятно, тем более, в каждом факте я был участником, и у меня есть достоверная информация по другим ВУЗам. Как бы ни было это тяжело, но лучше признать эти факты. Дополнительно про советскую высшую школу вы можете прочитать статью по этой ссылке: http://itblogs.ru/blogs/kolesov/archive/2007/07/05/18760.aspx.

В последующей части статьи я ступаю на зыбкую тропу описания того, что есть, и что хотелось бы увидеть. Я буду рад увидеть дельные комментарии по статье о том, что еще положительного уже есть в РВШ, и какие положительные тенденции намечаются. Блог открыт для анонимных комментариев.

В качестве положительных моментов отмечу:

  1. Коммерческие ВУЗы. Многие из них уже заслужили хорошую репутацию. В этих ВУЗах, как правило, работают по совместительству те же преподаватели, что и в государственных ВУЗах. Учебный процесс строиться по тем же принципам, что и в государственных ВУЗах, что обеспечивает примерно такой же уровень образования, что и в гос. ВУЗах. Но и достаточно много среди коммерческих ВУЗов и откровенно коньюктурных ВУЗов, которые нацелены на сдирание денег со студентов (в таких ВУЗах очень любят открывать "модные" специальности). Поэтому я рекомендую при малейшей неуверенности в чистоплотности коммерческого ВУЗа отказаться от поступления в него. Лучше поступить в такого же уровня государственный ВУЗ.
  2. Было обсуждение (не знаю на каком уровне все остановилось, чем закончилось) про то, чтобы уровнять коммерческие и государственные ВУЗы. В таком случае, расходы коммерческих ВУЗов на обучение студентов на бесплатных местах компенсировались бы государством, так как это сейчас происходит в государственных ВУЗах. Мне очень нравится идея уравнивания, это заставит шевелиться гос. ВУЗы. Естественно, идея, еще на стадии обсуждения, была жестко критикуема (можно даже сказать истерично критикуема) по стороны гос. ВУЗов.
  3. Шикарная идея с ЕГЭ. Ведь действительно здорово для абитуриента, когда ему никуда ездить не надо- послал документы и жди ответа: взяли или нет. Да, есть перегибы во внедрении этой системы, но это не значит, что от нее надо отказаться. В первую очередь ЕГЭ отвечает интересам абитуриентов и надо пользоваться предоставляемыми этой системой возможностями. В плане внедрения ЕГЭ мне очень не нравиться решение выделить несколько ВУЗов (МГУ и т.п.) в ВУЗы федерального подчинения со своей системой экзаменов. Честно говоря, легкое "пложение" всяких "особенных", привилегированных у нас, прям таки, в крови. То спец. номера, то "мигалки", то ранги у чиновников. Потом, естественно, начинаются злоупотребления своим особым положением, а потом мы все дружно начинаем бороться с привилегиями. И постоянно наступаем на одни и те же грабли. Мое мнение: абсолютно все ВУЗы должны быть равны и в финансировании бесплатных мест, и в ЕГЭ, и в лицензировании, и в определении своего юридического статуса. Нет федеральным ВУЗам, да- ЕГЭ!
  4. Совершенно замечательное явление- обучение, спонсируемое заводами. Это в противовес мысли Колесова о том, что основной заказчик ВУЗов студент, а не промышленность. Часто предприятия курируют целые ВУЗы, колледжи. Студенты таких ВУЗов проходят практику на данном предприятии, а потом им предлагают работать там же. У меня есть конкретные адреса предприятий, проводящих такие программы. Как правило, за оплату обучения, студент по контракту должен будет потом отработать несколько лет на предприятии. И, как правило, это хорошо оплачиваемые должности, с отличными перспективами роста. Особенно часто это встречается не в IT-области: нефтегазовая промышленность, химическая, машиностроение, технологи различных производств (обращаю внимание, особенно актуальная профессия и, прямо таки, бешено оплачиваемая- технолог!). В мире IT таких примеров сотрудничества предприятий и ВУЗов тоже достаточно. Спонсирование касается и фундаментальной науки, не приносящей прямых выгод предприятию. Поэтому, если поднимать вопрос о заказчике ВУЗов, то это предприятия. На них формируется новая профессия (или возникает дефицит специалистов на существующую специальность). Возникает спрос на специалистов. Первое время спрос покрывается специалистам из смежных специальностей, которые переучиваются с минимальными сложностями. Но этого не достаточно обычно, что приводит к росту зарплаты, и, соответственно, престижности специальности. Зарплаты и престиж привлекают абитуриентов, стремящихся поступить на кафедры, обучающие этим престижным специальностям. Таким образом предприятия опосредованно являются заказчиками ВУЗов. Вспомните бешенный спрос на бухгалтеров и экономистов в перестроечные времена, когда стали в бешеном темпе плодиться кооперативы. ВУЗы, колледжи, техникумы тогда открыли кучу специальностей, обучающих на бухгалтера или экономиста. А потом был бум на юристов, потом на специалистов по ИТ-безопасности.
  5. Прекрасно, что ведется работа по нострификации дипломов, т.е. их международному признанию. Россия присоединяется к различным договорам, наши профессора получают гранты на исследования от иностранных фирм. В последнее время много говорится о венчурном инвестировании. Пусть пока только говорится- это, все же, новое явления для нашей страны, необходимо время, чтобы все эти нововведения прижились. Правда, боюсь, что ни мой диплом, ни диплом моего ребенка пока еще не будут нигде признаваться, слишком долгий это процесс- признание.
  6. Хорошо то, что банки уже давно приступили к выдаче кредитов на обучение. Да, пока это кредиты с грабительскими условиями, но не все же сразу! С приходом крупных иностранных банков и ужесточением конкуренции между банками, стоимость кредитов обязательно снизиться до общемирового уровня. Но факт- в своем ВУЗе я встречал много студентов, обучающихся на кредитные деньги, даже несмотря на огромные проценты по кредиту. Такие студенты отлично мотивированы, и именно у них я наблюдал во времена своего преподавания в ВУЗе наибольшее рвение в учебе.
  7. Следующие по мотивации, в моей классификации мотивированных, были студенты, претендующие на премию какого-либо из фондов. Самый известный из них- потанинский. Для ученых есть свои премии. Обязательно упомяну о блистательной идее Жореса Алферова, премии "Глобальная энергия". Ведь энергетика- это одна из основ промышленности. Кто владеет энергией, тот, хммм, можно сказать, правит миром (поглядите как Путин, ловко орудуя газовой трубой, утверждает интересы России в Европе). Поэтому энергетическое лидерство нашей страны, вкупе с обилием полезных ископаемых является прекрасной основой процветания страны. Премия "Глобальная энергия" и выдача грантов в области энергетики- надежный способ стимулирования этой области науки.
  8. Несмотря на разрыв поколений, все же есть тонкая, соединяющая поколения, прослойка. Это ученые, ставшие на путь науки в предперестроечные времена. Я о них писал немного в предыдущей статье. Считаю, что именно они являются той самой "точкой роста", от которой можно выстроить современную российскую высшую школу. Для этого надо немного. Всего лишь хорошая зарплата, плюс финансирование исследований. Уверен, что для России это совсем небольшие деньги.

На основании вышеперечисленного, старшеклассникам и абитуриентам рекомендую:

  1. Рассмотреть по порядку сначала возможность учебы за границей (стоимость обучения соизмерима со стоимостью обучения в российских ВУЗах). Если на заграничный ВУЗ "не тянете", то российский гос. ВУЗ. Если там слишком большой конкурс или много денег требуется, то не гнушаться коммерческими ВУЗами.
  2. Помните, в гос. ВУЗах есть бесплатные места, оплачиваемые государством. Конкурс на них большой, поэтому сами оценивайте свои возможности- пройдете ли по конкурсу. Кстати, в престижном ВУЗе и на платные места конкурсы приличные. Так что, не факт, что и за деньги поступите.
  3. Министерство образования регулярно выпускает рейтинг ВУЗов РФ. Ориентируйтесь на него. Известность ВУЗа, его репутация очень помогают при дальнейшем трудоустройстве.
  4. Подумайте, может "потянете" кредит на обучение, чтобы оплатить учебу в более престижном ВУЗе? В конце концов, кредит можно частично компенсировать потанинской стипендией, подработкой.
  5. Обратите внимание на отрасли:
  • нефтяная, энергетическая, атомная- это движущие отрасли нашей экономики, там всегда водится много денег;
  • финансовая (банки, страховые компании)- стабильный рост со скоростью выше среднего;
  • химия, фармацевтика- нужны технологи производств;
  • информационные технологии- остальные отрасли "отдыхают", динамика развития высокая, однако не стабильная.

И знаете, что я скажу в конце? Вы можете поступить на фармацевтику, можете стать нефтяником или получить диплом экономиста, но если в вас есть шальная "искорка" программиста, то, в итоге, вы все равно окажетесь в ИТ-области. Вас туда затянет, как магнитом, после первых занятий по программированию. Профи, скажите, разве не так? Ведь много среди вас тех, кто закончил не ИТшную специальность?

вторник, 3 июля 2007 г.

Про труп российской высшей школы

Ах, как было бы замечательно, если бы я ошибался! Как здорово было бы, если бы я сейчас, вместо программирования тривиальных функций, работал в лаборатории и исследовал свою тему. Этой исследовательской работе я посвятил в свое время немало лет. Но, в один прекрасный момент я понял, что российская научная школа безнадежно потеряна, мертва, и нечего с серьезным лицом ковыряться в ее трупике. Надо ставить точку и жить дальше.


Не буду философствовать на эту тему, перейду к перечислению негативных фактов. Того, что лично я знаю и участвовал в этом, а не со слов кого-то.

  1. В моем ВУЗе широко распространена практика и поныне, когда все делается "с колес". Я вечером читаю методичку, а на следующий день то, что прочитал вчера, пересказываю студентам. При открытии новых специальностей это вообще сплошняком идет: преподаватели разбирают предметы, наиболее им близкие по специализации и потом в освоении материала просто идут на одно занятие впереди студентов.
  2. На новых специальностях часто читают предметы от других специальностей- специалистов нет, вот и читают хоть что-то близко похожее. На практике это выглядит так: на предмет, например, "медицинская техника", заходит преподаватель по акустике и говорит, что, т.к. он не специалист по медицинской технике, а предмет ему навязали, то он будет читать про акустику, ведь УЗИ- это тоже медицинская техника. И на весь курс растягивает подробное изложение распространения акустической волны.
  3. Производственная практика, если сами не побеспокоились о месте ее проведения (а я считаю, что не маленькие ведь- сами должны найти себе хорошую практику), будет проходить в ВУЗе: подметать, мыть, красить- готовить корпуса к новому учебному году. Но есть и "обязаловка", когда выбора не предоставляют- либо в колхоз, либо на стройку нового корпуса института.
  4. От рефератов до дипломов- все ищется в интернете. В редких случаях с преподавателем нельзя договориться об оценке. Когда я к четвертому курсу это понял, то с 4 курса я уже не сдавал ни одного экзамена. Абсолютно по всем предметам я обеспечивал себе "автомат".
  5. Выездные научные конференции и семинары- часто ширма для заслуженных профессоров разных ВУЗов, чтобы встретиться вместе и побухать (ну не за свой же счет ездить друг к другу!). Обычно это проходит так: первый день, 3-4 часа с утра пленарное заседание, где профессора "толкают" в течение часа умные мысли 10-15 летней свежести. Затем объявляется перерыв. После перерыва они уже на заседаниях секций не показываются. К студентам приставляется доцент, который ведет секции. Профессоров можно увидеть уже только навеселе и недалеко от своих номеров, где они запираются и под хорошую закуску вспоминают былое, и строят планы по отмыванию денег через хоз. договора.
  6. Как отмывают деньги через хоз. договора. Заключается договор на исследование и разработку чего-то с очень длинным и заумным названием. Затем просто перерабатываются старые материалы, компонуются по другому (этот процесс называется компиляцией) и подготавливается огромных размеров талмуд с плохо связанными по смыслу главами. В реалиях как таковой разработки не ведется. Могут старую программу под "другим соусом подать" или взять какую-либо студенческую разработку- лишь бы что-то вертелось и двигалось. Этого достаточно, ведь "на том конце" тоже свои люди сидят, которые в курсе, и приемку подпишут не глядя. Деньги с хоз. договора обналичивают через зарплату, если денег много, то подключают к этому процессу и тех, кто не участвует в дележке- им как бы платят, они расписываются, а на самом деле денег этих не видят. Обналиченными деньгами делятся с "той стороной", осуществляющей приемку. Все довольны: на бумаге российская наука движется семимильными шагами вперед, все заинтересованные лица получают свою долю, институты рапортуют о хороших показателях по НИРам, хоз. договорам.
  7. О зарплатах. При мне доцент, кандидат наук с трудовым стажем в 10-15 лет получал в самом лучшем случае около 3500 р. (примерно 2004 год). Это стандартная ставка по всей стране. Выпускник ВУЗа, его ученик, обычно устраивается после окончания учебы, т.е. с нулевым стажем работы, сразу на зарплату минимум в 4-5 т.р. Когда заговорили о повышении существенном зарплат учителям я порадовался, и, при встрече, спросил своих бывших коллег о повышении. Горько усмехнувшись, мне сказали, что это растянуто на несколько лет, но под будущее повышение их уже сейчас лишили надбавок и запретили брать дополнительные часы. Зарплата снизилась до менее чем 3000 р.
  8. Знаете ли вы, что российские ВУЗы в процессе присоединения к булонскому соглашению (это чтобы наши дипломы признавались за границей)? А знаете, на чем серьезно споткнулись ВУЗы в ходе присоединения? У ВУЗов отсутствует процедура оценки результатов своей деятельности! Да-да, наша хваленная система образования выпускала десятилетиями кучу инженеров, и не знала, зачем это делает и нужны ли кому эти инженеры. Вдумайтесь в этот факт. Любое дело делается ради достижения результата. Так? Иначе какой смысл что-либо делать, если не получение результата? А как можно понять достигли ли мы результата? Нужна система оценки результата. В бизнесе это прибыль, в жизни- например, карьера. А у ВУЗов, оказывается, согласно требованиям булонских соглашений, результат оценивается по достижениям их выпускников: сколько выпускников работает по специальности, сколько из них занимает руководящие должности и т.п. Так вот, никакой подобной официальной статистики не ведется. А потом мы удивляемся, почему выпускники ВУЗов не соответствуют современным требованиям рынка труда. А они в принципе не могут соответствовать- ВУЗы не знают этот рынок, не следят за ним. Они до сих пор штампуют инженеров для советской промышленности, для СССР.

Это реальные факты, их я привел немного. Перечислил не самое ужасное и противозаконное. За кадром остались взятки, репетиторство с одной стороны и описание приятного коллектива в котором работал я с другой. Милые, задушевные люди, сохранившие с советских времен традиции долгих чаепитий, совместных вечеринок с разговорами о способах приготовления наливок или опрыскивания картошки на даче от жука. Всегда готовых помочь советом, подсказать что-то. Среди них большинство предпенсионного возраста. Молодые преподаватели, как и я, через 1-2 года работы увольняются. А "старые зубры" держатся-они любят свою работу, да и деваться им некуда. Кукуют до пенсии. Остается очень тонкая прослойка ученых, ставших на ноги в перестроечные времена. Это 40-летние люди, которые, как правило, имеют бизнес на стороне, и, зачастую даже не понятно, что, кроме любви к науке, может их удерживать на кафедре. Я вижу сейчас ужасную картину- крушение российской высшей школы. Происходит разрыв между поколениями. Старые уходят, а молодых специалистов, фактически, нет. Не кому передавать знания, опыт. Я считаю, что прерывание преемственности научных школ означает смерть российской высшей школы. И это уже произошло. Российская высшая школа мертва. Труп. Все, вышеперечисленное по пунктам, это признаки смерти. Их и оспаривать нет смысла- они есть как данность, и своим наличием подтверждают диагноз.

Кому интересно, почитайте стенограмму передачи "Времена". Лично мне там очень понравилось выступление ректора Российского государственного педагогического универстита имени Герцена. Почитайте очень показательный пост. Народ в комментариях пишет все что угодно, кроме основной цели, ради которой существуют ВУЗы. Подскажу ключевую фразу: системный подход. Там только один человек про него сказал. Остальные больше оправдания искали тому, как бездарно потратили свои личные 5 лет жизни на безрезультатное времяпрепровождение в ВУЗе. Человеку очень сложно признаться себе в ошибках, а тем более признать, что большой кусок жизни он прожил зря, круто лажанулся. Вот поэтому и придумывают росказни на тему "что мне дал ВУЗ".

Старшеклассникам и абитуриентам рекомендую еще раз перечитать мой первый пост "Молоко на губах". После этого поста тот мой пост наверное станет понятнее. Однако, ситуация не безвыходна. Кроме описанных в посте "Молоко на губах" способах получения высшего образования, рекомендую попробовать еще обучение за границей. Удивительно, но многие наши ВУЗы берут денег за обучение больше, чем заграничные ВУЗы, при этом, в заграничных ВУЗах вы получите признаваемый во всем мире диплом.

PS: Про труп я ясно написал, а вот про "точку" еще не писал. У многих молодых преподавателей были свои точки после которых они решали уйти из науки. Я решил это сделать после одного репортажа по НТВ. Там рассказывали про профессора, доктора наук, старика, живущего в новосибирском академ. городке на 6 тысяч рублей. Это нищая жизнь. В том же репортаже приводились данные, по которым дворники в Новосибирске получают больше докторов, профессоров. Ученый был одет в рваную курточку, множество раз уже штопанную. Меня это сильно поразило, врезалось в память. Я стал присматриваться и заметил, что и у нас в университете, даже кажущиеся благополучными, преподаватели носят потертые куртки. Я у многих из них был дома: старая мебель, ремонт 50-летней давности. Это не только в Новосибирске так, это везде так! И если я пойду по пути продолжения научной карьеры, то и мне светит потертая курточка, обшарпанная квартира и зарплата ниже, чем у дворника. Я на такое не согласен. Вот это и есть моя точка в научной карьере.