суббота, 23 февраля 2008 г.

"Зачистка" рынка труда как метод конкурентной борьбы

В последнее время я активно занимался поиском работы. Действовал "по всем канонам", описанным в моем блоге. Работу нашел в считанные дни- проблема была больше не в наличии вакансий, а в выборе конкретных предложений, сделанных мне. Оценивая проделанную работу, я отметил интересное наблюдение. Оно субъективное. Не принимайте его за серьезное исследование. Но ответьте мне на вопрос, замечали ли вы сами подобное?

Речь в первую очередь идет о Москве, и, скорее всего, в некоторой степени ситуация реплицируется на крупные областные центры. О нехватке квалифицированных кадров не пишет только ленивый. Как правило, та или иная отрасль от IT-специалистов требует наличия определенных навыков. Например, от банковских программистов часто требуются знания системы Diasoft. Формируемое "облако" требований притягивает к себе специалистов, с определенными знаниями, и, соответственно, как бы отталкивает тех, кто "не в теме". В результате формируется определенная система взаимодействия (по аналогии с экосистемой) между работодателями, IT-специалистами в той или иной области рынка труда. Это не открытая система- есть порог вхождения в эту систему.

В этой полузакрытой системе сталкиваются зачастую интересы конкурирующих фирм. Это подметил в своем блоге один из руководителей, принимающий людей на работу, в резюме соискателей он в первую очередь отмечает для себя наличие опыта работы у программиста в фирмах-конкурентах. Просматривая вакансии, я часто натыкался на явные фирмы-конкуренты, которые набирают программистов с абсолютно схожими наборами знаний, и предлагающих примерно одинаковые зарплаты и условия труда. Имея предложение на руках от одной фирмы, я мог идти в другие, и торговаться за более высокую зарплату.

Итак, мой выбор сделан. Фирмы-конкуренты не получили меня. Если они и далее не будут более гибкими, то найм работников для них будет длительным процессом, тормозящим разработку программного продукта. Либо, за предлагаемые более скромные деньги, они смогут нанять менее квалифицированные кадры. Не думаю, что есть прямая связь между успешностью фирмы, не связанной с разработкой программ (например, банк, торговое предприятие) и кадровой политикой при найме IT-специалиста. Однако не сомневаюсь, что подобная кадровая политика распространяется и на других специалистов предприятия, в том числе, от которых зависит успешность предприятия. Для софтверных компаний связь безусловна- об этом можно почитать у Джоэля Спольски.

Таким образом, получается, что фирмам становиться выгодно завышать зарплаты- 100-200 баксов подкинуть программисту-соискателю фирме не проблема. В замен она получает быстрее, чем конкурент, специалиста. К тому же, вероятнее всего, он будет более квалифицирован. В ситуации кадрового голода конкурент будет посажен на голодный паек. Таким образом, такая небольшая доплата сверх рынка- это вклад в удушение конкурентов, которые будут вынуждены либо подбирать крохи, либо тратиться на обучение своих специалистов с "чистого листа". Т.е., фактически, все сводится к борьбе за дефицитный ресурс.

Повторюсь, что мое наблюдение я не пытаюсь распространить на все области рынка труда. Я заметил такую ситуацию в области IT в Москве. А вы что заметили?