среда, 26 сентября 2007 г.

Как проходить собеседование

Боевое искусство Джит Кун До создано Брюсом Ли, который однажды наглядно продемонстрировал философию своего учения.
"Что за "универсальность", "прямота" и "простота" пропагандируется в Джин Кут До, не бессмысленные ли это понятия?"- спросил репортер Брюса Ли. Не успел он закончить вопрос, как в воздух полетел кошелек Ли, репортер поймал его и Ли рассмеялся: "Это и есть, - сказал он, - простота. Вы сделали то, что сочли естественным. Вы не тратили времени, вы просто вскочили и поймали кошелек, вы не садились на корточки, не кричали, не принимали стойки, не делали классических движений перед тем, как ловить кошелек. Вы бы его просто не поймали".

Перед собеседованием лучше заранее узнать в Интернет-форумах о стиле, в котором в компании проводятся собеседования. Явно прослеживаются два стиля ведения собеседования:
  1. Сначала беседуете с кадровиком. Общие вопросы, оценивают вашу адекватность, соответствие сказанного вами с резюме, уточняют вопросы по резюме. Вы задаете кадровику вопросы о деятельности компании, показывая, что вы заинтересованы трудоустроиться в данную компанию. Второе собеседование, техническое, проводится с руководителем отдела . Вас спрашивают об опыте, рассказывают о компании, попутно задают вопросы типа: "А вот у нас используется то-то… Что вы знаете об этом?" Могут попросить набросать простенький код. В более тяжелых случаях- дадут задание на 30-60 минут, а то и вообще выдадут домашнее задание. Если стороны договорились, то устанавливается испытательный срок.
  2. Беседуете сразу в одном собеседовании и на технические вопросы и на общие. Вам задают задачки на сообразительность, вы должны показать себя думающей личностью. Обычно испытательных сроков не назначают- сразу берут на полную зарплату.
В зависимости от типа собеседования вы можете оценить свои шансы. Банальная истина- все люди разные. Кто-то соображает медленней, но зато умеет за один мыслительный проход сформировать верное решение, кто-то соображает быстро, но в целом задачу оценить не может, решая ее несколькими итерациями. Кто-то болтлив, аж заслушаешься, а кто-то молчун и создает впечатление "буки". От вас, вашей индивидуальности, и зависит ответ на вопрос: "А стоит ли, вообще идти на такое собеседование?"
Первый тип собеседования- традиционный, встречается в 99% случаев. Обычно у компаний уже сформировался набор используемых технологий, инструментов, наработаны решения в области деятельности компании. Поэтому, компании требуется специалист в четко обозначенной области деятельности. Как правило, решения технических вопросов уже хорошо наработаны, и поэтому опыт программиста (в частности, умение выбрать правильное решение из известных решений по данному вопросу) играет важную роль в решении работодателя о принятии вас на работу. Ваш талант, умение думать, в данном случае, не самый важный критерий для работодателя. Ему куда важнее, чтобы вы немедленно приступили к работе, и тратить много времени на ваше обучение работодатель не намерен. В такие компаниях коллектив сотрудников разнороден- есть умные и "тормозные", неряхи и зануды. Такое разнообразие, в целом, способствует созданию неплохого коллектива (если уж явных перекосов нет). Но вот как работодателю убедиться, что вы подходите? Ведь если опыт важнее умения мыслить творчески, то на собеседовании за 2-3 часа опытность проверить полноценно не получиться. Для этого и устраивают испытательные сроки, на которых вы и должны проявить себя, свой опыт и знания. Поэтому трудоустройство в такие компании проходит именно так: сначала кадровик с его общими вопросами (помните, чтоб коллектив был без перекосов в психологическом плане), затем собеседование с техническим специалистом, затем испытательный срок.
Недостатком такого типа собеседований для собеседуемых является то, что могут предложить запрограммировать какую-либо простенькую программку. От волнений или просто "не ваш день" вы можете что-то неудачно написать или вот именно этот момент, который вы должны продемонстрировать в программе, вы не знаете, то можно капитально завалить собеседование. Вы знаете многое, а ту мелочь изучить- пара пустяков. И вот из-за нее вас не берут, хотя специалист вы грамотный, опытный. Не судьба.

Второй тип собеседования- его практикует небольшое количество компаний, которые связаны с либо с передовыми технологиями, либо работают в очень узкой рыночной нише. Такие компании не могут рассчитывать на то, что найдут специалиста с требуемым опытом на рынке труда. Выход один- нанимать умных и талантливых специалистов и обучать их самим. Так как талантливых людей очень не много, то вопросы психологической совместимости (адекватности) притупляются- на первом плане проблема поиска талантов. Надо найти сначала такого, а уж потом решать вопрос психологической совместимости всякими тренингами. Вот поэтому, при таком типе собеседования сначала тестируют на сообразительность и смотрят как человек думает, а уж потом кадровики поставят окончательный "диагноз". Как результат, в таких компаниях коллектив чаще всего однороден, и чаще всего весьма молод. С точки зрения психологического комфорта не очень хорошо, представьте себе, что все умные, талантливые и амбициозные собрались вместе. Все стремятся получить интересные задачи, хотят масштабности проектов, продвижения по карьерной лестнице. Варианты перечислены разные, но итог один- человек постоянно находится в состоянии, требующим "быть на стреме", "держать нос по ветру". Так и до стресса недалеко. Обычно, с испытательными сроками в таких компаниях не заморачиваются- на собеседовании ваши мыслительные способности выяснили, умнее или тупее вы вряд ли станете за 2-3 месяца испытательного срока.
Недостаток данного типа собеседований- таже талантливых специалистов режут в большом количестве. Пробивается через фильтр такого собеседования мизер. Не каждый может решать задачи на сообразительность в такой обстановке, когда вас прессингуют по времени, кто-то любит думать за чашкой кофе, кому-то умные мысли приходят только в курилке. Человек может быть очень умен, но он любит разбирать задачи без суеты и спешки, основательно подумав, и по другому не умеет. Контраргументом подобным доводам служит то, что многие собеседующие говорят, что им не столь важно, сможете вы решить задачи или нет. Они смотрят на то, как вы думаете, рассуждаете, подбираетесь к решению. А что тогда делать молчунам, которые любят обдумывать все в себе? Немало у меня знакомых, весьма талантливых людей, все они как на подбор- из них слова лишнего не выдавишь. Есть чемпионы по программированию, есть научные работники- таких талантов любой работодатель мечтал бы у себя увидеть. Да вот беда, демонстрировать свои мысли напоказ не умеют.

Вот и получается, что если вы более склонны и неторопливому обдумыванию, любите вопрос проработать основательно, то скорее всего в компании со вторым типом собеседования вы не попадете. А вот если кровь кипит, мысль быстра и "соображалка варит", то второй тип собеседования вы пройдете, а вот первый- это еще как сказать- опыт-то там важнее. Хотите тест, какой тип собеседования, а значит и какие компании будут вам "по зубам" при трудоустройстве? Я сам его придумал, так что не судите строго, а лучше помогите его усовершенствовать. Долго не думайте, а принимайте первый же ответ, который вам придет в голову.

Задача №1.
Вы регулярно ездите на электричке, с работы домой. В один зимний вечер после работы вы вышли на платформу и узнаете от диктора, что все поезда задерживаются из-за того, что снегопадом оборвало провода. Как и положено в это время по расписанию на путях 1 и 8 стоят два электропоезда. Один отправиться через 5 минут, второй- через 20 минут. Ваш поезд- тот, что через 20 минут отправится. Обычно всегда ваш электропоезд, на котором вы обычно ездите, и который отправляется через 20 минут, стоит на 1 пути, но иногда его подают и на другие пути, особенно часто это случается в дни с какими-либо авариями. Из-за обрыва проводов не работают табло, а диктора еле слышно, а надписи на лобовом стекле электрички залеплены снегом. Вам необходимо решить, в какой из поездов садиться, ведь точно не известно на первый ли путь подали ваш поезд. Вокруг люди точно также не знают толком ничего.
Задача №2.
У вас есть две емкости 5 литров и 7 литров. Как с их помощью отмерить ровно 4 литра?
Задача №3.
Вы переходите дорогу. Вот грубый рисунок обстановки в которую вы попали:

Квадратики- машины, стрелки- пути их движения, черный кружек- вы, вышли из нижнего переулка и идете вверх. Вы переходите дорогу, машину справа вы увидели, а вот машину слева вы заметили, только когда вышли на дорогу на два шага. Вопрос: "Как надо поступить, чтобы не быть сбитым незамеченной вами машиной слева?"
А теперь зафиксировали свои ответы и выбираем, к какому варианту приведенных ниже ответов ваш ответ был ближе. Ответы даны в двух вариантах: 1). как бы ответил на задачи человек с развитой "соображалкой"; 2). как бы ответил на задачи практик, опытный человек.
Ответ на задачу №1 Ответ "соображалкина". Надо подождать 5 минут, когда отойдет от перрона не наша электричка и сесть в оставшийся поезд- он и будет нашим, 20-минутным поездом. Ответ "практика". Надо подойти в машинисту и спросить, когда он отправляется (ну не мерзнуть же 5 минут на перроне!).
Ответ на задачу №2 Ответ "соображалкина". Заливаем полностью емкость с 7 литрами. Потом переливаем ее в 5 литров. У нас 7-литровой емкости остается 2 литра. Выливаем все из 5-литровой емкости. Переливаем эти 2 литра из 7-литровой в 5-литровую емкость. Снова наполняем 7-литровую емкость. Не выливая из 5-литровой имеющиеся там 2 литра, переливаем жидкость из 7 литровой в 5-литровую емкость, пока она не заполнится. Т.к. там уже есть 2 литра, то перелить сможет только 3 литра. В результате в 7-литровой емкости останется 4 литра. Ответ "практика". Сначала так же перелить из 7-литровой в 5-литровую емкость. В 7-литровой емкости осталось 2 литра. Затем взять любой подручный материал (палку, ремень с брюк, да хоть рукой) и замерить высоту водного столба на бочке (получится отметка 2 литра). Отмерить от верхней кромки воды замеряную высоту и камнем, чем получиться, отметить полученную метку (получится метка 4 литра). Долить в 7-литровую емкость из 5-литровой емкости воды до полученной метки. И заметьте, не пролили не капли, и на будущее можно такую размеченную емкость использовать еще не раз!
Ответ на задачу №3 Ответ "соображалкина". Продолжать переходить дорогу, ведь машина справа сворачивает, а значит встречная полоса свободна. Ответ "практика". Заскочить назад на тротуар. Ведь, если не заметил машину слева, то вполне вероятно, что мог и не заметить машину сзади (может там что-то тоже едет- просто не уследил, на рисунке пустой проулок снизу). Лучше заново оценить дорожную обстановку, стоя на тротуаре.
Если по ответам вы ближе оказались к ответам "соображалкиных", то смело можете идти на собеседование и первого типа, и второго типа, если вы- "практик", то только первый тип собеседований вам показан.
Заранее в интернете сделайте поиск информации о компании. Отзывы сотрудников, направление деятельности. Это позволит вам оценить психологический климат в компании, отношение к сотрудникам, выяснить, в какой отдел, рабочую группу стоит постараться устроиться. Только не забывайте смотреть даты сообщений в форумах- время течет, все изменяется, возможно ситуация в компании уже изменилась. Если информации мало- стоит самим попробовать анонимно спросить о компании в интернет-форумах.
На собеседование наряжаться уж точно не стоит- просто быть чистыми и опрятным. Настрой- бодрый, доброжелательный. Акцентирую ваше внимание- настрой весьма важен. Выспитесь, выпейте чашечку вкуснейшего кофе со взбитыми сливками под вашу любимую музыку. Настроение должно быть таким, что ваши ноги вас сами бы нести на собеседование. Голос уверенный, взгляд заинтересованный. Если собеседование проходит не на рабочем месте руководителя, т.е. вы не можете оценить свое будущее рабочее место, то придется немного извернуться. Ведь не будут же каждого претендента водить на его будущее рабочее место! Мои личные хитрости:
  1. Пока идете по коридору, активно вертите головой, пытайтесь заглянуть в открытые двери.
  2. Хоть это и попахивает детством, попроситесь в туалет. По пути еще порассматривайте, что к чему. Оцените туалет- его состояние о многом скажет.
  3. Предложите показать на диске образцы своего кода. Для копирования вас скорее всего проведут в рабочие помещения, где вы скорее всего и увидите рабочие места сотрудников.
  4. Задайте вопросы, позволяющие косвенно судить о компании, о степени ее "гнилости":
  • Спросите про органичения, например, на пользование Интернетом. Например, солидная компания, а практикуется ограничение траффика в 50 мегабайт. Все, что выше- оплачивается из зарплаты сотрудника по невысоким ценам. Одни скажут: "И правильно, нечего на работе по Интернету лазать!" А если поглядеть под таким ракурсом на данный вопрос: вам предлагают зарплату в 70000 рублей, и при этом говорят, что вот примерно рублей 500-700 за Интернет будут из нее вычитать. На руки 69500 рублей. И ни копейкой больше. Чувствуете мелочность? Платить хорошие деньги и так мелочиться!
  • Строго контролируют соблюдение вами графика работы- 8 часов. Опоздал- отработай! Раньше ушел- приди в субботу и отработай! С одной стороны справедливость в этих словах есть- нечего прогуливать! А если по другому взглянуть на вопрос? Вы можете непрерывно работать 8 часов? Не врите! Никто не может. День, два, три можно, а потом, все равно организм потребует разгрузки. Те, кто в институте не прогуливал ОБЖ, знают, что человек может находиться непрерывно в напряженном состоянии (в контексте высказываемой мысли- продуктивно работать) не более 4 часов. Исходя из этого времени, смены авиадиспетчеров длятся по 4 часа, в войсках боевые тревоги не более 4 часов. Так и на работе- пахать не поднимая головы более 4 часов невозможно. Далее, вы начинаете отвлекаться, вам вдруг хочется кофе, или покурить, или с коллегой поговорить, или электронную почту посмотреть. Активность ваша спадает. Поэтому оценивать процесс программирования, процесс работы программиста- совершенно глупая задача. Единственно действенный вариант контроля- контроль конечного результата. Поставьте перед программистом небольшую задачу на 2-3 дня реализации, и, если он за это время не управился, то... И пусть делает ее как хочет: приходит в 12 часам на работу, лазает по интернету. Это его проблемы. Но будьте уверены, что, если над ним будет висеть домокловым мечом не выполненная к сроку работа, он и сам про интернет забудет, будет сидеть по 12-14 часов, чтобы успеть завершить работу. Поэтому, когда компанию больше интересует не результат, а процесс, а, тем более, насколько вы укладываетесь в параметры этого процесса (контроль рабочего дня, обеденного перерыва, перекуров, интернета), то контора явно гнилая. Не согласны? Тогда почитайте мысли Джоэла об этом.
  • Посмотрите на рабочие места сотрудников. Компьютер для программиста- это его рабочий инструмент. Может ли плотник тупым топором соорудить баньку, например? Нет! Может ли кузнец ковать металл, если плохо раздуто пламя в печи? Нет! Так и программист- не может выдавать хороший результат при наличии плохого инструмента. Тем более, что даже навороченный компьютер стоит пренебрежимо мало, чем другие совокупные расходы по проекту в пересчете на одного программиста. Экономия на организации рабочего места программиста также является косвенным признаком гнилости конторы.
  • Оцените отношение собеседующих людей к вам. Попытки принизить ваши заслуги, невнимание к вам (отлучаются постоянно, посреди разговора могут начать разговор с другими людьми или куда-то звонить), стремление завалить вас на решении какого-либо тестового задания, вместо того, чтобы подсказать и посмотреть как вы подхватите подсказку и найдете правильное решение- все это признаки нездоровой психологической атмосферы в коллективе. Ведь, не забывайте, что вас на техническом собеседовании будет тестировать не какая-то "сошка", а скорее всего ваш непосредственный будущий руководитель. Если он сейчас вас шпыняет, то будет это делать и потом. Наверняка от него страдают и другие сотрудники, что вряд ли на обстановку в коллективе влияет положительно.
  • Оцените, насколько задаваемые вам вопросы соответствуют предлагаемой должности. Например, если претендента на ведущего программиста спрашивают о парадигме объектно-ориентированного программирования или чем лучше заменить distinct в запросе select, то сразу возникает сомнение в в адекватной оценке работодателем ваших будущих должностных обязанностей. В данном случае это вопросы для программиста, но никак не для ведущего программиста, и, вероятнее всего, при трудоустройстве вы будете выполнять функции простого программиста, оставаясь ведущим лишь на бумаге.
На самом собеседовании себя вы точно не перепрыгните- какие вы есть, такие и будете: застенчивые и сбивчивые или веселые и инициативные. Поэтому надо стараться просто не думать о том, как вы выглядите, ибо насильно натянутая на лицо маска инициативности легко трансформируется в услужливость, вплоть до "жополизательства". Попытайтесь сами управлять процессом собеседования. Начните с общих вопросов про ту систему, которую необходимо будет программировать. Вам, наверняка, в удовольствием расскажут. Тут же свой опыт проецируете на описываемую систему, и в ответ рассказываете чем занимались, и акцентируете внимание на то, что у вас есть опыт для программирования таких систем. Вы тем самым задаете русло беседы- ваш опыт. Работодателю, если он не псих, способный к резким взбрыкиваниям, ничего не останется, кроме как следовать в предлагаемом направлении беседы. Вопрос, ответ, из ответа другой вопрос- так собеседование и протечет в заданном вами направлении. Признаюсь честно, это мой коронный прием- еще со времен университета я так морочил головы преподавателям. Такой прием позволяет оставить в тени от работодателя ваши слабые стороны.
После собеседования, если вам не скажут сразу: "Берем!", то уходите и не перезванивайте. Значит вы им не нужны. Были бы нужны- поверьте, вас бы с того света достали, тем более при наличии у них вашего резюме с телефонами и электронной почтой. Спросите, через сколько дней они смогут дать ответ- выждали это время и все, забыли про вакансию. Значит она не ваша. После каждого собеседования продумайте, что сделали не так, о чем вас спрашивали дополнительно, помимо того, что прочли в резюме. Может вы не так себя подаете? А может, выбираете вакансии, не соответствующие вашей специализации? Делайте выводы и совершенствуйте свое резюме, корректируйте список вакансий, интересующий вас, настраивайтесь на хороший лад, и вперед! Не сомневайтесь, все будет хорошо!