среда, 8 августа 2007 г.

Студенческие годы

Многие с теплотой вспоминают свои студенческие времена. Зачастую, кроме приятных воспоминаний, студенческие годы оставляют нам новых друзей, хорошие связи. Если для уже сложившихся специалистов эта тема вызывает ностальгию, то для многих старшеклассников, абитуриентов эта тема- повод для тревог и беспокойства: "Как там все будет?" Вот я и предлагаю "бывалым" вместе со мною рассказать приколы и тонкости студенческой поры.

Поступление

В мое время ЕГЭ еще не было. Проводились экзамены самим университетом. Корпус университета закрывали, везде выставляли охрану. Вход только по паспорту. На стенде смотришь номер твоей аудитории. Мне запомнилось, что тетка, следившая за списываниями, подходила к своим опекаемым и тихонько подсказывала им. Меня, как вечного борца с несправедливостью, это задело, и я тоже подозвал ее к себе, чтоб и мне помогла. Ох, и крику было, что "подсказывать запрещено", и "что я себе возомнил". Криком мою жажду справедливости заткнули. И поныне весьма распространена практика, когда абитуриент платит за репетиторство преподавателю, причастному к приемной комиссии. Проводится несколько репетиторских занятий, затем, такой вот "препод" своему подопечному просто помогает на экзамене. Учитывая конкурс и обилие таких вот репетиторов, честно поступить в ВУЗ практически нереально. Вот и думайте далее сами: платить или не платить.

Про практику я писал, что ее надо искать самому. Но есть практики, где вам выбора не дают. Это как раз первый и второй курсы университета. За сегодняшний день не скажу, может уже отменили эти тупые практики. В мое время сразу после того, как ты узнаешь результаты экзаменов, и уже окончательно принесешь все документы, подпишешь последние заявления о зачислении, тебя направляли незамедлительно к отдельному столику, где записывали на практику в колхоз. Периодически к столику подходили представители различных кафедр, которые брали студентов, чтобы мыть, красить, и вообще, приводить помещения кафедры в порядок к началу учебного года. В колхоз я не попал- в последний момент подвернулась тетенька с инженерной графики, где я проходил практику. Замечу, что к практике относились очень серьезно. Она шла как предмет и оценивалась по системе "зачет/не зачет". Помню, что несколько сотен человек были отчислены, так и не начав учиться- они "забили" на колхоз, не поехали. Обидно, да? Мучался, поступал, а тебя тут же взяли и отчислили.

На втором курсе с практикой уже я чуть было не погорел. Я ее прошел на стройке, даже травму там получил- на ногу металлическая плита упала. Меня не отметили, а я не проследил за этим. В результате практику не зачли. Ходил к декану, объяснялся- пронесло.

Первый курс, второй курс

Многие на автомате продолжают учиться в университете, как в школе. Ходят исправно на пары (занятия идут парам по 45 минут), старательно "зубрят" перед контрольным, экзаменами. На этих курсах читают общие предметы, чтобы подтянуть школьные знания до уровня ВУЗа: высшую математику, физику, химию, культурологию, есть физкультура, русская словесность. Я, лично, сумел забить на "физ-ру": справка нужная нашлась. А к концу второго курса нагрузка настолько возросла, что я просто перестал успевать все учить. И тут мне открылась первая истина: "Всего в этой жизни не постичь!" Первые два года обучения научили меня, пожалуй, главному: фильтровать информацию, отсеивая то, что не поможет тебе достичь цели. Даже если ошибся, и отсеял нужное- не беда, когда эта информация, знания тебе понадобятся, тогда ты и изучишь эту информацию, обучишься. И, как правило, такой подход лучше срабатывает- ты мотивирован и понимаешь, зачем ты это учишь, зачем делаешь то, что делаешь. А впрок учиться, обучаться тому, что тебе сейчас не нужно- это затратнее по времени, ибо нет мотивации, нет цели.

Третий курс

В учебе в ВУЗе есть обычно некая переломная точка, где тебя загружают по максимуму, там, что кажется, с ума сойдешь. У нас это был третий курс. Курсовой проект по одному предмету, курсовые работы по семи, а по остальным- рефераты. Тут уже первая истина не помогала- дело было не в объеме получаемых знаний, а в том, чтобы просто успеть все это написать и сдать. Здесь открылась вторая истина: "Всего в этой жизни не переделать!" Надо уметь схитрить, забить на несущественное. Умный тут ввернет про "тайм-менеджмент". И я подтвержу- и это тоже. Мы объединялись группами. Внутри группы делали друг другу курсовики. Например, я делал всем расчетную часть, другой делал всем чертежи, третий- обзор литературы. Каждый делал то, что у него лучше всего получалось. Правда, потом я не знал (не успевал прочитать), что мне в литературном обзоре написали. На защите уже выкручивался, как мог. Не всегда получалось- до сих пор вспоминаю мой провал на физиологии. У меня совсем не было времени прочесть мой курсовик, написанный для меня другим студентом, взамен на то, что я сделал ему расчетную часть. Результат- тройка, фактически, милостиво дарованная преподавателем. И тут я считаю, что моим "проколом" было то, что я не верно оценил серьезность курсовика, не рассчитывал, что по нему будут еще и спрашивать почти, как по курсовому проекту. Знал бы это, то пожертвовал другим предметом, перераспределил бы приоритеты.

Четвертый курс

Ну, тут уж я почувствовал себя полноценным студентом! Обе истины в действии дали отменный результат. Я даже сумел выкроить свободное время, что позволило мне устроиться на две работы. С экзаменами вопрос решался обычно в пользу "автомата" (за услугу- сделать для кафедры программку, напечатать экзаменационные билеты и пр.- ставили пятерку по экзамену). Количество курсовиков снизилось. Вообще вылететь с четвертого или пятого курса позор. Многие к этому времени приспосабливаются к системе обучения, и вылететь, проучившись 3 года, когда тебе осталось всего 2 года- это позор! Когда началась "халява", самое сложное пройдено! В моей группе был только один такой парень. Хороший парень, но погорел по случайности. Как в анекдоте- вышел покурить в туалет во время экзамена. Там сказал все, что он думает о преподе-маразматике (и ведь правду же сказал!). И тут из кабинки выходит этот самый препод- не заметил парень, как тот тоже в туалет пошел. Посмотрел препод на него долгим взглядом, покачал головой… Так парень и не сумел сдать тот предмет ни в тот день, ни вообще. Из-за этого предмета его выгнали из университета через полгода, а потом, через несколько месяцев, он уже примерял на себя шинель и сапоги. Не знаю, что там брехали про то, что новобранцев в Чечню не засылали, а только контрактников, но факт в том, что после призыва и учебки его прямиком направили в Чечню, где он под Кизляром участвовал в зачистках. Вернулся, Слава Богу, живой.

Пятый курс

Фактически, учебы на пятом курсе мало. Народ, в основном, уже больше дипломными темами занимается. Многие думают о будущем, о трудоустройстве. Некоторые уже начинают где-то работать, другие, чувствуя, что по специальности не устроятся, идут на курсы переквалификации, на вечернее обучение. К этому времени с преподавателями уже все хорошо знакомы, и учебные вопросы решаются в "рабочем" порядке. В общем, договориться всегда можно. Если ранее в группе чувствовалось некое единство, то здесь даже приятели потихоньку отваливаются от своих компаний, народ в группе реже видится реже встречается- люди начинают строить каждый свою жизнь. Экзамены пятого курса я даже не помню- прошли как-то незаметно. Не до них было. Уже впереди маячила защита диплома и светлая дорога в жизнь.

Военная кафедра

Отдельно упомяну военную кафедру. Она началась с третьего курса и шла два года- третий и четвертый курсы. Раз в неделю весь день мы занимались на ней. Запомнилось, что тетради нельзя выносить, и к экзамену надо было готовиться там, в аудитории кафедры. Неудобно, жуть! Когда собирается группа в 15-20 балбесов, говорить о зубрении методов обхода минных полей, прокладке курса не приходиться. Шум, гам и в результате пятерка по экзамену благодаря тому, что вовремя подсуетился с написанием учебной программки для кафедры. Запомнилось: короткие стрижки, начищенная обувь, опрятный вид, четко поставленный командный голос, стойка "смирно". Запомнилось, как наизусть учили устав вплоть до того, что должны были интонацией выделять знаки препинания в тексте. Если не выделил интонацией хотя бы одну запятую- сразу же: "Кругом! Шагом марш! На пересдачу придете завтра". На военной кафедре мне открылась третья истина: "Служба в армии точно не для меня". Некоторые парни потом сами пошли служить по контракту в армию по своей военной специальности. А что? Не надо париться вопросами трудоустройства, служишь офицером, к примерно 40 годам выходишь на пенсию, а военная пенсия неплохая по размерам относительно среднего уровня пенсий по стране. А еще какая-никакая квартирка обещается, много всяких льгот, по выходу на пенсию- бесплатное обучение гражданской специальности. Бывших военных с удовольствием берут предприятия на теплое местечко начальника охраны. Ну что, есть повод задуматься, может все же в армию стоит пойти? ;)

Защита диплома

Помню, бумажек оформлялось много. Обязательные части диплома про экологию, безопасность и экономику откровенно все передирают друг у друга и качают из интернета. В общем-то, никогда не видел, чтобы кто-то из аттестационной комиссии читал эти части. На эти части Вам назначаются отдельные кураторы, подпись которых надо получить на титульном листе диплома. Подписи-единственная возня с этими частями. Главное же, конечно, основная часть, в которой вы что-то разрабатываете. Для программистов у нас в университете было обязательное требование продемонстрировать на защите действующую программу. Лучше договориться, чтобы руководителем по диплому у вас был преподаватель, который не один год работает по одной тематике и который имеет на кафедре высокую репутация хорошего специалиста. У него обычно есть хороший материал, на основе которого можно написать диплом. К тому же и тему он подкинет наверняка нескучную и актуальную- что-то из своей текущей работы. С такими преподавателями студенты, как правило, и после окончания ВУЗа не прекращают контакты, а самые лучшие вместе с преподавателем продолжают разрабатывать дипломную тему в какой-нибудь научно-производственной фирмочке, связанной с этим преподавателем.

На самой защите нервов больше, чем реальных сложностей. Вы заходите строго на 5-7 минут (не более!), докладываетесь по бумажке, вам задают несколько вопросов, больше формальных, чем сложных и все- идете и ждете приговора за дверью.
Потом много беготни- обходной лист, получение диплома. Пару месяцев это занимает обычно. И все, далее свободное плавание по жизни с корочкой о высшем образовании на руках.

Советы и выводы
  1. Большая проблема нынешний выпускников- неумение пользоваться, читать документацию. С самого начала вы можете забить на курсовики и рефераты по культурологии и другим непрофильным предметам- брать их из интернета. Но по специальности все лабы, рефераты, курсовики обязательно пишите сами. Без умения пользоваться документацией вы никогда не станете хорошим высокооплачиваемым специалистом. НИКОГДА. Так и будете таскать из интернета готовые подпрограммки, не понимая как они работают, и задавать по форумам, типа sql.ru глупые вопросы, на которые вам в ответ будут кричать позорное: "RTFM!" или "Читай мануалы!". А вы даже не будете знать что означают эти слова.
  2. В ВУЗе никто вас за ручку водить не будет- все сами. Решайте сами все вопросы: на какие предметы надо обязательно ходить, где проходить производственную практику на третьем и четвертом курсе, кто будет руководить вами на дипломировании, какую тему для диплома выбрать.
  3. Не учитесь на той специальности, которая явно неперспективна, так что потом надо переучиваться на курсах или на вечернем отделении ВУЗа на что-то стоящее. Определить нужную специальность очень легко- задайте себе вопрос, какие предприятия в вашем городе берут на работу специалистов данной специальности? Например, как красиво звучит навание специальности "Микросистемная техника" (номер специальности 210108) или, хм, "Нанотехнологии в электронике" (номер специальности 210601), а попробуйте-ка трудоустроиться с такой специальностью!
Как видите, советы на период обучения в ВУЗе просты, и, в общем-то, очевидны. Но многие ли им следуют?