вторник, 11 августа 2009 г.

«Рассыпуха»

Публикую подборку разрозненных отдельных мыслей. Для отдельных статей они мелкие, а для того, чтобы ради них заводить твиттер - они крупные (ой, только не надо сразу «озаряться» идеей миниблогинга!). Вот я и решил их высыпать одной горстью в свой блог.

Про мой прогноз на 2009 год
Продолжаю заниматься самовосхвалением. Я уже не раз писал, про то, что мои прогнозы оказываются, что называется «в струе». Может я и не первый, кто высказывает такие предположения, но, как минимум, я умею улавливать и четко формулировать носящиеся в воздухе идеи. В очередной раз порадовался, что попал своими прогнозами в точку, слушая доклад: http://www.1c-bitrix.ru/blog/rsv/1176.php. Рекомендую послушать просто для общего развития. В докладе рассказывается о стратегическом планировании в крупных компаниях. А также, какие тенденции формируются сейчас. Какие технологии будут лидировать в ближайшие 5 лет. Говорится об этом без «заумностей», простым, понятным языком.

Петр Диденко
Активность пропагандистов Microsoft высокая. Лично я среди них выделил бы Петра Диденко и Михаила Черномордикова, как наиболее активных. По крайней мере, в той области ИТ, которая мне интересна. Если Михаил пишет, в основном, официальную информацию, то Петр дает немало дополнительной информации для размышления. Например, я давно подспудно чувствовал, что хостинг в нынешнем виде уже устарел. Я замечал, что многие предприниматели не стесняются указывать на визитках своих почтовые ящики mail.ru, gmail.com и т.п. Отдельной статьей писать про это не буду – Петр это точно описал в своем блоге: We don't target geeks!, Смотрим на сайты малого бизнеса - 1.

ICQ Yandex
Верно про это событие написал Антон Носик. Замечу, что Yandex – поразительный «тормоз», и, что весьма удивительно, при этом весьма живуч в мире быстроразвивающихся интернет-сервисов. Поиск начался не с них, лидерство в почтовом сервисе за mail.ru, карты появились когда уже лет пять как были карты Google, новый «Народ.ру» - та еще тухлятина. ICQ от Yandex’a – это продолжение все той же «тормозной» линии. Я себе представляю, как принималось это решение:
- Надо развивать активней свой IM…
- А может, не будем изобретать новое, а «присосемся» к лидеру?
- Кто у нас там лидер?
- В СНГ – ICQ.
- Ну, здорово, на том и решим! Пусть будет ICQ Yandex!
И вряд ли в реальности при принятии этого решения руководство догадалось просмотреть еще и статистику по популярным клиентам ICQ. Лично я себя ощущаю одиноко и неуютно, ибо я в округе единственный, кто пользуется «настоящей аськой», остальные все уже давно сидят в QIP’e, тыча в меня пальцами. Это самый популярный клиент в СНГ. Зная это, они вряд ли бы тогда додумались бы до этого уморительного решения. И уж точно я не побегу менять свой ICQ Rambler на ICQ Yandex – ничего нового я там не увижу (тут я согласен с заявлением Rambler’a по этому поводу). В связи с этим у меня есть предложение к разработчикам QIP.

Предложение к разработчикам QIP
Программа уже имеет свою функциональность, которая реализована через сервера QIP, не ICQ. Например, передача файлов. При этом, файл закачивается на сервер QIP, а пользователю – получателю файла отдается ссылка для скачивания. Что мешает проверять у пользователя контактный лист на предмет того, что на другом конце другой пользователь тоже использует QIP? Ничего. Тогда, если оба пользователя используют QIP, то автоматом пускаем трафик через сервера QIP, а не ICQ. У «аськи» часто отваливаются коннекты, много сбоев, таким образом, перевод трафика на сервера QIP позволит решить эту проблему. В принципе, после этого шага стандартная «аська» окончательно потеряет свою лидирующую позицию в России, и взойдет звезда QIP. Yandex’у стоит подумать о том, чтобы прикупить себе QIP, также, как это они сделали в свое время c Punto Switcher.

Предложение к РБК
Область IM давно уже устоялась. Однако, в последнее время, в области IM чувствуется некоторое движение: Rambler выпустил Virtus, Yandex «кобрендит» «аську». У mail.ru свой клиент уже давно развивается (эти ребята молодцы - всегда оперативны). РБК – крупный портал, но пока в общую струю не попал, своего IM-клиента не распространяет. А ведь для РБК монетизировать своего IM-клиента было бы просто: добавьте новостную ленту, котировки. С 15 минутной задержкой – бесплатно, без задержки – по подписке, платно. Как идейка, а?

Skype и все, все, все…
Вокруг skype наблюдается движение. Особенно активно обсуждают то, что лицензия у Yahoo истекла на использование технологии skype. В связи с этим некоторые с сомнением высказываются, а сможет ли Yahoo перейти на другой протокол и т.п. Как разработчик, я примерно представляю, что для этого надо сделать. Но, в общем, никаких чудес – без проблем перейдут на другой протокол, и вопрос на этом будет закрыт.
В последнее время, настраивая видеосвязь с тещей, я перепробовал несколько программ. Так вот, все другие мессенжеры и «рядом не лежат» со skype по удобству интерфейса. Так совпало, что в последнее время я помог настроить видеосвязь с детьми еще нескольким пожилым людям. Они моментально понимали, куда надо нажимать. Да и что тут было непонятного, когда при вызове абонента появляются большие крупные кнопки посреди экрана: «Ответить», «Ответить с видео» и «Отклонить»? В общем, может кого-то и смущает проприетарный протокол skype, но, кроме протокола, учитывайте еще и интерфейс.

СПО
Благополучно не ввязавшись в обсуждение «за» и «против» СПО, хочу сейчас сказать не об СПО, а о бизнесе, более общем понятии, чем СПО. Для тех, кто не остыл от обсуждений, повторю: НЕ об СПО. Я работаю в софтверной компании и моя зарплата на 100% ‑ это продажи ПО. У нас традиционная модель продаж, от пиратов мы защищается аппаратными ключами. Деньги берем за покупку лицензий, а вот техническая поддержка у нас совершенно бесплатна. Обновления промежуточных версий также бесплатны. Лично мне все равно, каким способом компания будет зарабатывать на разработке ПО, однако, если модель СПО принесет компании больше денег, и я смогу себе выбить большую зарплату, то я только «за» буду. Помню, еще в школе нам рассказывали, что капиталисты – они умные, безоглядно коммунизм строить не стали (безоглядно – это к вопросу о нашем менталитете, я скажу об этом подробнее ниже), а из трудов Маркса взяли только то, что реально им выгодно было. Так и в этот раз будет. Как только модель СПО достигнет сколь нибудь значимых результатов, к нынешним СПОшникам придет упитанный капиталист с масляной улыбкой и пухлыми ручками. Приятельски приобнимет СПОшника за плечи, дружески похлопает по спине, пожмет руку и скажет: «Ну, молодцы, молодцы! Спасибо от всей души, а дальше мы уж как нибудь сами.» СПОшник удивленно вскинет брови: «А деньги?!» На что капиталист жестко подтолкнет его к выходу: «Какие деньги?! Я же тебе спасибо сказал! Иди, иди, придумай еще способ, как можно заработать деньги. Ты ж молодой, активный – не пропадешь, а мы уж тут сами, как нибудь…» Думаете, я фантазирую? Ничего подобного. Несколько лет назад Стив Балмер говорил о том, что реально покупателям исходные коды не нужны, но, если это будет востребовано (читайте: «принесет больше денег»), они готовы будут его предоставить. Как видите, про само СПО я не говорил, только про бизнес, который, если это будет выгодно, будет и СПО модель использовать, лишь бы денег на этом можно было сделать больше.

Саакашвили - дурак!
Когда была вооруженный конфликт между Грузией и Осетией, то я, проходя мимо одной стены, прочитал «настенную живопись» местной гопоты: «Саакашвили – мудак!» Тогда я удивился: надо же, раньше их хватало только на то, чтобы написать слово из трех букв, а тут, прям, целая осмысленная фраза, политизированная. До чего же мозги промыли, что, аж, местная гопота, и та, прониклась правильной идеологией. В субботу, 08.08.09 я на себе прочувствовал силу пропаганды. Так как я совершенствую свой английский язык, то включил CNN. Там показывают Грузию и Саакашвили, возлагающего венки. Ну, все ясно. Старая волынка - «они» за Саакашвили, а мы – против. Переключился на Russia Today, чтобы «в фоне» говорили, а сам занялся покраской окон. Спустя пару минут пошли репортажи про Осетию, про войну. Через час репортажи все еще шли непрерывной чередой. Мозг стало ломить. «Так переключил бы канал!» ‑ воскликните вы. Но в том-то вся загвоздка: я красил окна. Руки были перепачканы краской, и я не хотел испачкать пульт. Вынужден был слушать. Я понимаю одна передача, но весь день… Промытый мозг гарантирован. Я понимаю, что это трагические события, я знаю официальную государственную позицию по этому вопросу и понимаю, что СМИ отрабатывают «свой хлеб». Но, мне кажется, они слишком усердствуют. Вот бы кто-нибудь из тех, кто присматривает за правильностью СМИ, дал им «по шапке» за это излишние усердие, переходящее разумные границы. Это к вопросу о менталитете: если что-то и делаем, то грубо, неуклюже.
По этому поводу вспоминаю вагонный разговор с одной дамой, живущей в Турции. Тогда тоже были какие-то громкие политические события и, по словам этой дамы, Россия со стороны выглядела очень грубо и агрессивно.
Вот такие вот мы… а еще у нас холодно и медведи с топорами ходят. Или мужики с топорами, а медведи сами по себе. Да фиг его знает! В общем, загадочные, непонятные мы дня остального мира. А, значит, нас лучше бояться.

Убогая жизнь

А вы замечали, что:

  • В России среди браузеров большую долю занимает Opera, в то время, как в остальном мире ее доля составляет менее 1%.
  • Основным IM-клиентом у нас является ICQ, в мире – WLM. ICQ в мире практически никому не известна.
  • У нас самой популярной социальной сетью являются одноклассники, в мире – facebook.
  • В поиске у нас популярен Yandex, в мире, в подавляющем большинстве стран, – Google.
  • До недавнего времени у нас очень распространенным средством разработки была Delphi, в остальном мире о ней практически никто и не слышал.
  • Высокая популярность Live Journal, какой данный сервис в остальном мире и близко не имеет.
  • Windows у нас хоть и широко используют, но любят при каждом случае пнуть ее разработчиков, и воскликнуть «винда must die». В мире в целом очень уважают Windows, считая ее замечательной ОС.

Не считая Delphi, остальное, что я перечислил – широко распространенные продукты, которыми пользуются очень многие. Почему так происходит, что мы не как все? Может быть, из-за того, что мы не как все, остальной мир и относится к нам настороженно? Может быть, это связано с не до конца разрушенной изоляцией от остального мира, не физически, а в умах? Мы враждебно воспринимаем их технологии (см. пример с «виндой») или просто не воспринимаем их (не созрели для их уровня технологий)?