суббота, 16 апреля 2011 г.

Агентство "Мы ищем таланты"

Идея предлагается в рамках нынешних процессов модернизации и технологического развития. Агентство может быть создано в рамках деятельности существующих организаций, занимающихся инновациями: Роснано, фонд "Сколково", РВК.
Зачем это нужно?
Возьмем в качестве примера фонд "Сколково". У фонда не много проектов на сегодняшний день (апрель 2011 года). Поток их явно падает. Это естественный процесс, связанный с тем, что прошел первоначальный интерес к проекту. С другой стороны, все используемые на сегодняшний день способы привлечения стартапов можно отнести к пассивным. Т.е. фонд, выставив условия, ждет, когда к нему придут стартапы. Тут надо заметить, что частные инвесторы действуют гибче, устраивая выездные сессии. “Топтаться на этой поляне” всем уже тесно. “Сливки” сняты и нужно делать следующий ход- самим заняться активным поиском талантов и созданием вокруг них стартапа.
Почему это надо делать?
Среди ученых очень много талантливых людей, но совершенно коммерчески не активных. Т.е. свои исследования они проводят годами, делают доклады, пишут монографии, при этом даже не задумываются о коммерциализации своих идей. Нужен эдакий антрепренёр, тот кто оценит перспективность исследования и полностью возьмет за себя все вопросы коммерциализации разработки. Сам ученый при этом, получая необходимые средства на исследования, не озабочивается какими-либо вопросами, не связанными с исследованиями.
Как это сделать?
  1. Сформировать пул потенциальных инвесторов. Например, гранты на исследования уже выдаются компанией Microsoft. Выразили заинтересованность в сотрудничестве с фондом многие крупные компании. Такая работа уже проводится- с “нуля” делать ничего не придется.
  2. В ВУЗами фонд подписаны меморандумы о сотрудничестве. В рамках этих меморандумов следует договориться о получении в электронном виде тезисов докладов с научных конференций. Тут же можно подумать о формировании базы данных и публикации на сайте фонда этих тезисов, чтобы инвесторы могли сами “попастись” на сайте в поиске интересных идей. Это будет способствовать созданию комьюнити вокруг фонда.
  3. Доклады могут делаться как самими учеными, так и студентами, у которых ученый является руководителем проекта. Интересные с точки зрения доклады отбирать для более детального анализа.
  4. По отобранным докладам провести детальный анализ (включая выезд к ученому и устное обсуждение деталей), подготовив аналитический отчет. В отчете отразить степень готовности исследования к коммерциализации и примерную область применения.
  5. Из пула инвесторов выбрать потенциально заинтересованных, которым предложить выделить грант на исследование с последующей коммерциализацией. Фонд может выступать как соинвестор.
  6. Антрепренёр, т.е. человек который нашел ученого, свел его с инвестором и добился инвестирования получает вознаграждение.
Достоинства моего предложения
  1. Данный механизм отлично “ложится” на деятельность фонда и укладывается в уже существующие договоренности между фондом, ВУЗами, инвесторами.
  2. Поиск талантов переходит на качественно новую стадию- он становится активным. Вместо пассивного ожидания, когда сам исследователь со своей разработкой придет в фонд за финансированием, фонд сам его ищет и предлагает ему все готовое. Исследователю останется только подпись в договоре под галочкой поставить и получить деньги на свой счет для исследований. В то время как сейчас он должен проявить “коммерческую жилку”, отвлечься от исследований: зарегистрировать юридическое лицо, найти иностранного участника (требование фонда), подать заявку в фонд и пройти все формальные процедуры оформления.
  3. Формирование базы данных исследовательских проектов будет способствовать формированию “Сколковской общины”, создание которой декларируется фондом.
  4. Это всем выгодный подход: компании-инвесторы получают информацию по исследованиями, которые могут заинтересовать их R&D подразделения; фонд выполняет свою миссию, существенно наращивая свой портфель проектов, антрепренёр получает свой процент от сделки. Полный “win-win”, как говорится.
  5. Сам план прост, и его возможно в течение нескольких месяцев начать реализовывать.